Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

акимов ник. пав

Гуманитарный словарь

АКИ́МОВ Ник. Пав. (1901-68) - реж., художник. Нар. артист СССР. Основатель каф. художеств. оформления спектакля и техники сцены. Проф. Ленингр. гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. В 1916-18 учился в студии при объединении "Мир иск-ва" под рук-вом М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Пг. Как театр. худ. впервые выступил в Харькове в 1922, с 1923 работает в Ленинграде в т-рах малых форм ("Балаганчик", "Вольная комедия", "Кривое зеркало"). В 1927 А. - сопостановщик "Сэра Джона Фальстафа" по Шекспиру, в 1929 - "Врагов" Лавренева (БДТ), "Тартюфа" Мольера (Акдрама). Значит. работы той поры в качестве художника - "Конец Кри-ворыльска" Б. С. Ромашова, "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова, "Ярость" Ю. И. Яновского, "Робеспьер" Ф. Ф. Раскольникова, "Страх" А. Н. Афиногенова в Акдраме; "Разлом" Б. А. Лавренева, "Заговор чувств" Олеши, "Коварство и любовь" Шиллера - в Т-ре им. Вахтангова; "Человек с портфелем" A. M. Файко - в Т-ре Рев-ции. Владел разнообр. стилями (экспрессионизм, конструктивизм, натурализм, символизм), дерзко сочетая их с эл-тами кинематографа (крупный план, монтажность, полиритм кадров). Первая самостоят. работа А. как реж.-постановщика, художника, автора эскизов костюмов - "Гамлет" в Т-ре им. Вахтангова (1932) стала программной для его дальнейшего творчества, отмеч. остротой мысли и чувства современности.

С 1931 А. гл. художник Акдрамы. В 1935-49 и в 1956-68 - гл. реж. Ленингр. т-ра комедии. Строил репертуар с ориентацией на совр. зап. драмагургич. классику в новых переводах ("Собака на сене", "Валенсианская вдова" Лопе де Веги, "Школа злословия" Шеридана, "Двенадцатая ночь" Шекспира). Пост. мн. пьес Е. Шварца ("Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо") заострили реж. почерк А. В предвоен. период сложилась прославл. труппа т-ра: И. Гошева, И. Зарубина, Л. Сухаревская, Е. Юнтер, Б. Тенин, А. Вениаминов, Л. Колесов, С. Филиппов. В 1949 А. уволен за "формализм" и "западничество". С коллективом Нового т-ра (ныне - Открытый т-р) с 1952-56 поставил "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, соединяя сатиру с тонким психологизмом. В 60-е гг. инсценировал: "Пестрые рассказы" по А. Чехову (1959), "Дон Жуан" Дж. Байрона. Создал своеобр. лабораторию молодых отечеств. комедиографов (Д. Угрюмов, Д. Аль, В. Левидов, В. Константинов, Б. Рацер). А. принимал участие во мн. худож. выставках в СССР, трижды - в международных (Париж, Милан, Нью-Йорк).

Соч.: О т-ре. Л.; М., 1962; Не только о т-ре. Л.; М., 1966.

Полезные сервисы

акимов николай павлович

Энциклопедический словарь

Аки́мов Николай Павлович (1901-1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935-1949 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).

* * *

АКИМОВ Николай Павлович - АКИ́МОВ Николай Павлович [3 (16) апреля 1901, Харьков - 6 сентября 1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960).

Из семьи железнодорожного служащего. В 1915-19 учился живописи в Петрограде в мастерской художников «Мира искусств» - М. В. Добужинского (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович), А. Е. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич), В. И. Шухаева (см. ШУХАЕВ Василий Иванович). В театр пришел как художник, но сразу обнаружил интерес к режиссуре. В 1920-х годах оформил много спектаклей разных жанров в театрах Москвы и Петрограда. Режиссерский дебют Акимова - «Гамлет» Шекспира - имел скандальный успех: критика дружно отвергла его концепцию (Акимов увидел в Гамлете жизнелюбивого представителя эпохи Ренессанса, полностью лишенного сомнений и меланхолии и полного решимости вернуть узурпированный престол), но единогласно отметила его блестящую зрелищность. В образном стиле Акимова-сценографа соединились любовь к классикам: Гольбейну (см. ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Дюреру (см. ДЮРЕР Альбрехт), Брейгелю (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший), также острый интерес к техническим новациям сцены.

Склонность к комедийному жанру побудила Акимова создать в Ленинграде Театр Комедии (1935), ставший вскоре одним из лучших в стране. Яростный противник бытового натуралистического театра, Акимов в «Собаке на сене» (1936) и «Валенсианской вдове» (1939) Лопе де Вега, «Школе злословия» Шеридана (1937), «Двенадцатой ночи» Шекспира (1938) по-своему развивал идеи Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) о «спектакле-празднике». Парадоксально-иронический склад мышления привел его к счастливому союзу с Е. Л. Шварцем (см. ШВАРЦ Евгений Львович) (пьесы-сказки для взрослых «Тень», 1944 и 1960; «Обыкновенное чудо», 1956; «Дракон», 1944 и 1962, обе постановки были запрещены). Акимова сближало со Шварцем общее отвращение к пафосу и громким словам. Ирония и иносказание давали им возможность говорить правду. В 1949 Акимов был отлучен от своего театра на несколько лет, однако и эти годы отмечены творческим взлетом - постановкой в театре Ленсовета остросатирических «Теней» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1951) и «Дела» А. В. Сухово-Кобылина (1954). С горьким сарказмом воспроизводя бездушную механику бюрократизма, Акимов сознательно избегает карикатурности, в его спектаклях зло творят не монстры, а приличные с виду люди на фоне прекрасных петербургских интерьеров. В 1956 Акимов вновь возглавил Театр Комедии. Среди лучших постановок - «Пестрые рассказы» по Чехову (1960), «Дон Жуан» по Байрону, «Милый лжец» Дж. Килти (1961, шла под названием «Милый обманщик»), где актрису Патрик Кемпбелл блистательно играла Е. В. Юнгер, жена и сподвижница Акимова.

Акимов был также самобытным мастером изобразительного искусства. В этой области воздействие немецких экспрессионистов сочеталось у него с холодным, отстраненным гротеском, свойственным неоклассике. Художественное наследие его обширно: эскизы декораций и костюмов, галерея портретов знаменитых деятелей культуры (Е. Л. Шварц, Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Товстоногов (см. ТОВСТОНОГОВ Георгий Александрович) и др.) хранятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выдвинулся в число лучших русских художников 1920-х годов (драматические «спектральные» иллюстрации к собранию сочинений А. де Ренье (см. РЕНЬЕ Анри Франсуа Жозеф де), 1923-27). С ужесточением цензуры гротескная энергия его таланта все чаще уходила в сугубо неофициальную сферу (например, политические карикатуры 1950-х годов, которые он показывал только ближайшим друзьям); эта энергия, впрочем, ощущалась в его театральных афишах (например, афиша к сухово-кобылинскому «Делу» (1955) воспринималась как плакатно-дерзкий, пугающий символ бюрократического абсурда). Выступал как художник кино (эскизы декораций к фильмам «Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947). Его статьи об искусстве написаны живым афористичным языком. Преподавал с 1955 в Ленинградском театральном институте (с 1960 - профессор). С 1989 Театр Комедии носит его имя.

Большой энциклопедический словарь

Аки́мов Николай Павлович (1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» (1955) А. В. Сухово-Кобылина, «Дон Жуан» Дж. Байрона (1963). В его художественном наследии—эскизы декораций и костюмов, портреты деятелей театра (Шварц, Д. Д. Шостакович, Г. А. Товстоногов и др.), книжная графика и др. Автор книг «О театре» (1962) и «Не только о театре» (1966). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).

Полезные сервисы